Рекомендуется обязательно сходить по ссылке и прочитать до конца - текст обрывается на самом интересном.
"Термодинамика мифов."
Условимся исходить из понятия «мифа» как системы символов культуры, обеспечивающей выполнение людьми программы, направленной на воспроизводство структуры общественных отношений и обеспечение материальной (энергетической) базы существования общества.
Неправильный миф построен на дилеммах: личное или общественное, удовольствие или праведность, материальное или духовное, и требует жертвовать первым ради второго.
Неправильный миф обосновывает, почему индивид должен действовать против объективных личных интересов. В двумерной системе координат «личные интересы» - «интересы администрации» это обосновать невозможно, поэтому вводится третья координата - «личные духовные интересы». По ней откладывается некая фиктивная выгода, которую якобы получает индивид, подчиняющийся администрации.
Использование неправильных мифов требует, чтобы к индивидам было применено такое физическое или психологическое принуждение, после которого они начнут признавать, что эти фиктивные выгоды существуют и представляют реальную ценность. На базе неправильного мифа создается абсурдный, иррациональный «нравственный закон» и вбивается, как тупой гвоздь, в мозг каждого индивида, начиная со школы.
Термодинамика неправильного мифа
Человеческое общество является неравновесной термодинамической системой. Такой системой является и каждый индивид, а значит, его устойчивое функционирование зависит от потребляемого им потока ресурсов (факторов восстановления рабочей силы). Фиктивные «духовные ценности» таким фактором не являются, даже если индивид верит в их реальное существование. Голодного человека можно убедить (под гипнозом), что он плотно пообедал, но объективно восстановления сил при этом не произойдет.
Неправильный миф, вводя в экономический оборот фиктивные «духовные ресурсы», создает ситуацию дефекта обратной связи. Поскольку миф воздействует на все общество, администрация начинает управлять циклом использования и восстановления рабочей силы так, как если бы эти фиктивные ресурсы существовали объективно. «Духовный продукт» начинает фигурировать в качестве результата общественного производства, замещая собой объективный (материальный, энергетический, информационный) ресурс.
Миф о духовных ценностях обладает особым разрушительным свойством переключать на себя потоки объективных ресурсов. Привлекательность переключения состоит в том, что гипноз, внушающий обществу «мы сыты», стоит дешевле, чем продукция, объективно необходимая для достижения сытости. Таким образом, администрация, вкладывающая объективный ресурс в производство фиктивных «духовных ценностей», как бы получает результат (сигнал о сытости общества) за меньшую цену. С другой стороны, чем больше объективного ресурса затрачено на духовные цели (т.е. на общественный гипноз), тем меньше этого ресурса остается для воспроизводства энергии и информации. В какой-то момент общество неожиданно для администрации срывается в термодинамическую яму. Неожиданно – поскольку до последнего момента продолжает подавать сигнал «мы сыты»!
Некоторые исследователи сравнивают неправильные мифы с информационными вирусами. Действительно, аналогия есть: вирус проникает в живую клетку и паразитирует на ней, переключая ее ресурсы на собственное воспроизводство. После разрушения клетки новое поколение вирусов ищет следующие объекты для инфицирования. Есть неправильные мифы, которые уже разрушили несколько сообществ, заражая их своей программой производства своих «духовных ценностей».
Термодинамика правильного мифа
Было бы ошибкой считать, что правильные мифы опираются только на объективные ценности и не создают представлений о ценностях фиктивных (или «духовных», что равнозначно). Ключевое для постиндустриального мира представление об общественно-полезной деятельности как о личной самореализации - это в чистом виде миф о духовной ценности. Человек перестает требовать оплаты за труд пропорционально объективному результату и соглашается на оплату, достаточную для удовлетворения его жизненных потребностей (воспроизводства рабочей силы по стандартам данного общества). Разница между объективным результатом труда и объективной оплатой покрывается мифической самореализацией, субъективно воспринимаемой человеком как ценность.
Попытки воспитать бескорыстного высоко духовного и профессионально ответственного Человека Труда (эффективно и радостно работающего за харчи и «спасибо») наблюдаются у всех тоталитарных систем, независимо от идеологической платформы. Не выходит! Миф получается неправильным, он съедает тоталитарную систему вместе с ее авторами.
Все дело в особенности этого мифического «спасибо», которым дополняются харчи. Общественное «спасибо» за личную самореализацию - это совсем не такая дешевая штука. Недостаточно просто сказать «спасибо» и вручить почетную грамоту. Необходимо, чтобы администрация признала самоценность личности, абсолютный приоритет ее потребностей и прав на самореализацию. Это признание должно выразится в объективных действиях, в законах, в правоприменительной практике и социальных гарантиях. Только тогда миф станет социальной реальностью и приведет к желаемым экономическим последствиям."(с) http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000479